В странах Европы и в Америке радуются подешевевшему топливу. По телеканалу «РБК» показывают сюжеты о том, как ликующие американские автовладельцы приобретают в кредит прожорливые крупногабаритные джипы. Мелькают кадры новостной ленты с фотографиями цен на американских автозаправках. Цены приятно шокируют и вселяют уверенность в завтрашнем дне. Но не у россиян. У нас все иначе: колебания цен на бензин в пределах одного-двух рублей нынче никого особо не волнуют, так как все давно привыкли к колебаниям отечественного рынка и валюты. И создается впечатление, будто что бы ни происходило — рост цен на нефть или же их падение, — бензин отчего-то в нашей нефтедобывающей стране никогда не дешевеет, а только дорожает. Точнее будет сказать, что не снижается его рублевая цена, однако валютная сейчас все же падает. Зависит это, правда, уже не от биржевых котировок на нефть, а от от снижения курса рубля. А поскольку свою заработную плату мы получаем именно в рублях, а не в долларах или евро, то и долларовая цена литра на автозаправке не сильно нас волнует. Такие вот нюансы.
 
Однако тот факт, что, несмотря на сильнейшее падение цен на нефть, стоимость одного литра бензина не снижается многих россиян и не только простых граждан возмущает. К примеру, не столь давно депутаты Думы от партии коммунистов заподозрили ценовой сговор среди продавцов бензина и обратились в ФАС с просьбой провести проверку изменения цен на бензин и дизтопливо в России, чтобы выяснить, соответствуют ли они действующему законодательству. Однако результатов пока нет — антимонопольщики молчат.
 
Почему на Западе происходит вполне понятные тенденции, а у нас все не столь прозрачно? На Западе ведь взаимосвязь довольно очевидная и простая: если снижается стоимость барреля нефти — то сразу становится меньше стоимость топлива на АЗС. Например, в Японии и США всего лишь за три месяца цена одного литра бензина снизилась на 12%. ОАЭ, Сингапур, Тайвань — в этих странах мы увидим примерно похожие цифры. Аналогичное снижение наблюдается даже в Кении, Киргизии и на Ямайке. В загадочном и малоизвестном большинству россиян африканском государстве Кабо-Верде, расположенном на островах в Атлантическом океане, бензин подешевел аж на 16%! А у нас что изменилось? Цена на бензин стоит, словно бетонная. Исследования на сайте globalpetrolprices.com демонстрируют, что за три месяца литр бензина в нашей стране подешевел всего только на 2,2%, но здесь стоит уточнить, что это касается именно долларовой цены. В рублевом эквиваленте бензин если где-то на просторах нашей отчизны и стал менее дорогим, то на считанные копейки.
 
Совсем недавно, в середине января 2016-го новый толчок к снижению цены на топливо дало прекращение санкционного режима в отношение Ирана, которому вновь разрешили заниматься экспортом нефти. В туманной, но сытой Великобритании, где трехмесячное снижение цен на автозаправках отмечено на уровне 6%, отреагировали следующим образом: газета «Daily Mail»сообщила своим читателям о невиданном падении цен на литр бензина — до 84 пенсов (в пересчете на отечественную валюту — 95 рублей). В то же время по Всемирной паутине гуляет фотография с одной американской бензоколонки, где стоимость галлона бензина (примерно 3,8 л) — всего 79 центов! Что составляет около 17 рублей за литр, если переводить на наши деньги. Стоит, однако отметить, что в разных частях Америки цены на топливо все же различаются.
 
Подешевеет ли топливо в России? Анализируя тенденции последних двадцати лет, мы можем быть уверенными, что если и подешевеет, то незначительно. И временно. Отчасти в этом можно винить отечественный менталитет, который позволяет отечественным монополистам проводить свою ценовую политику. В нашей стране, как это не удивительно, — ведь мы являемся нефтедобывающей державой, — бензин является атрибутом хорошей жизни. В нашем менталитете машина все еще считается не обязательным средством передвижения, а чем-то аналогичным роскоши. В соответствии с немудреной логикой, раз у вас есть личное авто, значит, вы в состоянии оплатить и нужное для него топливо. Не стоит забывать и о том, сколь сильно облагается налогами в нашей стране бензин: до 60 процентов в стоимости каждого литра бензина приходится на отчисления в бюджет (акцизы, налоги и т. д.). Если постараться в мысленном эксперименте занять позицию руководства страны, то в ситуации, когда доходы бюджета от экспорта нефти сокращаются, снижение цен на бензин отнюдь не будет выгодно государству. Какой самый простой способ решения проблемы напрашивается? Именно! Постараться пополнить госказну за счет продаж бензина внутри страны. А так как государство, увы, думает в первую очередь о себе и о выгоде монополистов, то можно спрогнозировать, что в обозримом будущем бензин дешеветь не будет.
 
В этой ситуации не стоит удивляться, что журналисты и чиновники вновь заговорили о том, что с 1 апреля будто бы предполагается увеличение акцизов: на 2 рубля на литр бензина и на 1 рубль — на литр дизтоплива. В кулуарах поговаривают, будто бы Министерство финансов уже выступило с таким предложением и его предварительно одобрили. Если это так, то цены на бензоколонках все же вырастут, а не снизятся.
 
При всем этом бензин в России, если сравнивать с европейскими странами, довольно дешевый. Дешевле в мире — только в некоторых странах мира: Алжире, Венесуэле, Иране, Катаре, Кувейте, Ливии, Саудовской Аравии, Туркменистане и т. п. Проблема лишь в том, что уровень жизни в России и европейских странах — не сопоставимые величины.
Цены на уран
Цены на уран
Цены на уран: спот-рынок остается спокойным, но интерес к ядерной энергии продолжает расти.

Комментарии (0)