Прошло менее трех недель с того момента, как с Ирана были сняты санкции, однако уже сейчас можно констатировать беспрецедентную активность и ажиотаж, вызванные открытием нового рынка. Высокая заинтересованность международных компаний в инвестициях в иранский бизнес и нефтянку вполне понятна. В настоящий момент Иран обладает 9,4 и 18 процентами мировых запасов газа и нефти соответственно. Доказанные запасы нефти Ирана оцениваются минимум в 155 млрд баррелей нефти, газа – в 33 трлн куб.м.
Иран смело может составить конкуренцию Саудовской Аравии в ОПЕК по объемам нефтедобычи, а также претендовать на второе место. Иранский министр нефти Зангане недавно заявил, что Исламская Республика намерена вернуть утраченную в прошлом долю рынка, не обращая особого внимания на цены. Еще в прошлом году министр заявил, что республика ничего не потеряет, даже если цены на нефть упадут вдвое, в добыча черного золота возрастет в два раза. Сейчас правительство Ирана намеревается привлечь в нефтегазовые проекты те средства, что ранее были недоступны, в частности заморожены в банках по всему миру. Кроме того, попасть на иранский пынок спешат европейские и азиатские компании, для которых открылся доступ после отмены санкций и подписания соглашения по иранской ядерной программе. В этой связи президент Исламской Республики Иран Хасан Роухани констатирует, что в настоящий момент наступил «период созидания и создания нового Ирана». Очевидно, что ныне эта ближневосточная страна всерьез заинтересована в привлечении инвесторов и сотрудничестве с высокотехнологичными компаниями. Как известно, иранским президентом в ходе европейского турне были подписаны крупнейшие соглашения в области развития автомобилестроения, воздушного транспорта, металлургии и нефтегазовой промышленности. Итальянская компания «Saipem» заключила соглашение на три с половиной миллиарда евро на реконструкцию двух нефтеперерабатывающих заводов в Иране, а французская «Total» подписала контракт с иранской Национальной нефтяной компанией о поставках до 200 тыс. баррелей нефти в сутки. А в ходе визита в Тегеран китайского лидера Си Цзиньпина были подписаны сразу 17 соглашений на общую сумму в 600 млрд долларов.
Российская государственная нефтяная компания «Зарубежнефть», стараясь идти в ногу со временем, еще до отмены санкций заключила соглашение о возможности работы на Шангульском месторождении в Иране, которое расположено в пределах более крупного блока Анаран. Еще до введения санкционного режима в отношении ИРИ геологоразведку в этом регионе проводил «ЛУКОЙЛ» совместно со «Statoil». Норвежской нефтяной компании принадлежало 75 процентов, российской – 25. В то время в итоге геологоразведки были обнаружны два месторождения – Шангуле и Азар. «Statoil» и «ЛУКОЙЛ» вели переговоры с Ираном о заключении контракта на разработку данных месторождений, однако контракт, увы, так и не был подписан из-за санкций. Запасы нефтяного месторождения Анаран оценивались примерно в 2 млрд баррелей. В соответствии с более поздними новостями, в августе «Зарубежнефть» объявила о готовности сделать инвестиции в четыре нефтехимических и нефтяных проекта в провинции Илам, на долю которой приходится 6 процентов запасов иранской нефти и 11 процентов запасов природного газа. По запасам газа данный регион занимает второе место в стране, а по запасам нефти — третье.
В декабре минувшего года иранский министр нефти Бижан Зангане встретился в Тегеране с Игорем Сечиным, президентом «Роснефти». После этого визита эксперты сделали вывод, что российская госкомпания решительно настроена на вхождение в ряд иранских проектов. В то же время и «Газпром» не исключил собственного участия в иранских экспортно-ориентированных проектах. В Нью-Йорке на дне инвестора зампредседателя правления «Газпрома» Александр Медведев сообщил журналистам, отечественную компанию интересуют и поставки трубопроводного газа, и проекты по сжижению природного газа. Развитие газовой отрасли в ИИране будет нацелено, таким образом, прежде всего, на рост спроса на внутреннем рынке. Медведев констатировал, что в северных районах Иранской Республикиприсутствует существенный дефицит газа. Поэтому для Ирана может быть актуальной тема использования российской продукции для удовлетворения своих потребностей в газе.
Менее месяца назад «ЛУКОЙЛ» договорился с Ираном об участии в некоторых нефтегазовых проектах. Во время визита Алекперова в Иран обсуждались также поставки в северные регионы ближневосточной республики российской нефти из каспийских месторождений, а в обмен «ЛУКОЙЛ» будет получать иранскую нефть в Персидском заливе. Так, отечественная компания подписала соглашение о проведении разведки по двум проектам на севере Персидского залива и в иранской провинции Хузестан. Стоит отметить, что «ЛУКОЙЛ» уже работал в Иране на месторождении Анаран, однако позже был вынужден из-за введения санкций против Ирана выйти из проекта с убытками в сумме свыше 60-ти млн долларов. Еще в апреле 2015 года в Иране вновь было открыто представительство «ЛУКОЙЛа». Поэтому нет ничего удивительного в том, что после снятия с Ирана санкций одним из первых покупателей иранской нефти в Европе стало трейдинговое подразделение «ЛУКАЙЛа» «Litasco»: 1 млн баррелей нефти будет поставлено на НПЗ компании в Румынии – Petrotel. В то же время, как сообщает вице-президент отечественного нефтяного гиганта Леонид Федун, «ЛУКОЙЛ» пока еще не готов участвовать в масштабных проектах в Иранской Республике, так как опасается возможного повторения ситуации с санкциями. Вице-президент компании дает понять, что заграничные нефтегазовые проекты в условиях низких цен на нефть и газ перестают, к сожалению, быть выгодными для российских компаний и инвесторов. Так, если в России нефтегазовым компаниям как-то компенсировать убытки помогает девальвация, то при 30 долларов за баррель нефти выдерживать большие инвестиционные обязательства весьма проблематично. Не стоит упускать из виду и тот немаловажный факт, что отечественные компании испытывают известные трудности с привлечением зарубежных средств из-за санкций, наложенных на нашу страну. Поэтому в ближайшее время мы можем еще можем стать свидетелями обратного процесса: выхода из дорогостоящих проектов.
Комментарии (0)